В рамках мероприятий, приуроченных к Всемирному дню защиты прав потребителей, специалистами Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» было проведено анкетирование жителей Республики Алтай по вопросам рационального потребления.
Целью анкетирования было исследование отношения жителей Республики Алтай к рациональному потреблению, а также узнать мнения жителей, считают ли они себя рациональным потребителем и что, по их мнению, нужно сделать, чтобы им быть.
Всего, в анкетировании приняли участие 114 человек, 30 мужчин и 84 женщины, 46,4% опрошенных в возрасте от 40-65 лет, 1,7 % в возрасте от 16 до 20 лет, 16,6% от 20 до 30 лет; 32,4% от 30 до 40 и 33,3% в возрасте более 66 лет.
Результаты анкетирования следующие.
Большинство респондентов 40,3% руководствуются качеством товара 3,5% при выборе услуг руководствуются наличием скидки, 0,8 % отзывом третьих лиц, 3,5% стоимостью товара; и лишь 13,1 % покупают продукты по степени необходимости; при этом 1,7% руководствуются и наличием скидки и степень необходимости; 7,9% качеством товара и степенью необходимости; 3,5% наличием скидки, степенью необходимости, качеством товара и стоимостью товара; 2,6% наличием скидки и качеством товара; 1,7% наличием скидки,качеством товара и степенью необходимости; 5,3% стоимостью товара и качеством товара; 7,9% стоимостью товара, качеством товара и степенью необходимости; 1,7% отзывы третьих лиц, качеством товара; 1,7% отзывы третьих лици степенью необходимости; 1,7% наличием скидки и стоимостью товара; 1,7% наличием скидки, стоимостью товара и степень необходимости; и лишь 0,8% опрошенных при выборе товара руководствуются качеством товара и степенью необходимости.
48,2% респондентов считают себя рациональным потребителем; 5,2% дали отрицательный ответ; 44,7% ответили, что стараются им быть, но не всегда получается.
36 % считают, что они обдуманно совершают покупки; 29% внимательно читают этикетки на товаре; 0,9% опрошенных относят себя к разумным потребителям потому, что сдают ненужные вещи в комиссионный магазин или благотворительные организации; 9,6% экономят ресурсы ЖКХ; 6,1% не использует одноразовую пластмассовую посуду, пакеты; 7,9% употребляют больше растительной, чем животной пищи; 8,8% уверены в том, что они разумные потребители потому, что обдуманно совершают покупки, внимательно читают этикетки на товаре и экономят ресурсы ЖКХ; и лишь 1,7% опрошенных не задумывается о необходимости разумного потребления.
45,6% респондентов не сортирует мусор для дальнейшей переработки; 26,3% предпочитают сортировать; 25,4% вообще не видят смысла считая, что все равно у нас это не работает; 2,6 % просто не знают, как это нужно делать.
Большинство опрошенных 41,2% получают информацию о товаре, читая этикетки и маркировки; 2,6% доверяют устным пояснениям продавца о свойствах товара; 1,7% пользуется системой «Честный знак»; 6,1% смотрят на товарно-сопроводительную документацию, 18,4% за информацией о товаре обращается к ресурсам «Интернет»; при этом 29,8% считают, что информацию о товаре нужно получать, используя несколько ресурсов таких как, чтение товарно-сопроводительной документации, этикетки, маркировки товара, устные пояснения продавца о свойствах товара.
По мнению 32,4% респондентов рациональному потреблению способствует пользование мобильным телефоном; 29,8% считают, что использование ресурсов в системе ЖКХ «Умные счетчики» является наиболее рациональным потреблением; 7% проголосовало за электромобили; 10,2% выбрали электронные книги; для 5,2% это выращивание растительных заменителей мяса; 13,1% респондентов считают, что использование одновременно нескольких современных технологий, таких как «Умные счетчики» ресурсы в системе ЖКХ, мобильные телефоны и выращивание растительных заменителей мяса способствует наиболее эффективному рациональному потреблению.
55,2% опрошенных уверены в том, что каждый человек должен заниматься решением проблемы рационального потребления; 17,2% возлагают эту обязанность на Правительство; 7,9% проголосовало за органы местного самоуправления; 2,6% рассчитывают на специалистов в области экономики; столько же, по 2,6%, на международную организацию потребителей и научные организации; 4,3% считают, что несколько организаций, такие как: Правительство, органы местного самоуправления и каждый человек должны этим заниматься; 3,5% органы местного самоуправления и каждый человек; 1,7% уверены в том, что именно Правительство, научные организации, и каждый человек должны взять на себя ответственность за решение проблемы рационального потребления.
96% респондентов хотят, чтобы будущее поколение потребителей было рациональным; 4% ответили, что им все равно.
Результаты анкетирования показали, что большая часть опрошенных старается решить проблему рационального потребления, считают, что каждый человек в первую очередь должен самостоятельно задуматься над решением данного вопроса. Большинство опрошенных считают, что для того чтобы стать рациональным потребителем им необходимо в первую очередь научиться обдуманно совершать покупки, внимательно читать этикетки на товаре, экономить ресурсы ЖКХ и надеются на то, что будущее поколение потребителей будет рациональным.
Консультационный центр по защите прав потребителей находится по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173 тел. 8 (38822) 6-36-22.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:
с. Онгудай, ул. Космонавтов, д.78
тел. 8 (38845) 21-2-58
с. Шебалино, ул. Советская, д. 11
тел. 8(38849) 21-2-67
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91
с. Турочак, пер. Северный, д. 2 а
тел. 8(38840) 22-1-36