Понятие «существенный недостаток» определено в преамбуле Закона Российской Федерации от 7 февраля 1992 года № 2300-1 «О защите прав потребителей». Более подробно это понятие раскрыто в Постановлении Пленума Верховного суда Российской Федерации от 28 июня 2012 года № 17 «О рассмотрении судами гражданских дел по спорам о защите прав потребителей».
Под существенным недостатком следует понимать следующие недостатки:
- неустранимый недостаток;
- недостаток, который не может быть устранен без несоразмерных расходов или затрат времени;
- недостаток, который выявляется неоднократно;
- недостаток, который проявляется вновь после его устранения;
- другие подобные недостатки.
Неустранимым является недостаток, который не может быть устранен посредством проведения мероприятий по его устранению, приводит к невозможности или недопустимости использования данного товара в целях, для которых товар такого рода обычно используется, или в целях, о которых продавец был поставлен в известность потребителем при заключении договора.
Несоразмерными расходами на устранение недостатка принято считать расходы, приближенные к стоимости или превышающие стоимость самого товара либо выгоду, которая могла бы быть получена потребителем от его использования.
В отношении технически сложного товара несоразмерность расходов на устранение недостатков товара определяется судом исходя из особенностей товара, цены товара либо иных его свойств.
Несоразмерными затратами времени на устранение недостатка считаются затраты времени, превышающие срок устранения недостатка товара, установленный соглашением сторон в письменной форме и ограниченный 45 днями.
В случае, если такой срок соглашением сторон не определен, несоразмерными затратами следует считать время, превышающее минимальный срок, объективно необходимый для устранения данного недостатка обычно применяемым способом.
Под недостатком товара, выявляемым неоднократно, следует понимать различные недостатки всего товара, выявленные более одного раза.
Недостаток, который проявляется вновь после его устранения, - недостаток товара, повторно проявляющийся после проведения мероприятий по его устранению.