Международный день отказа от покупок (Buy Nothing Day) празднуется в 2021 году 26 ноября. Впервые день отказа от покупок, был организован в Канаде в сентябре 1992 года. С инициативой отказаться от покупок выступил канадский журналист эстонского происхождения Калле Ласн (Kalle Lasn). По его мнению, причину финансового кризиса нужно искать не в ликвидности или нерегулируемых рынках, а в культуре избыточного и бездумного потребления.
День отказа от покупок в Северной Америке отмечают в первую пятницу после американского Дня благодарения (а в Европе на следующий день - в субботу), то есть в традиционное время начала рождественских распродаж по всему миру. В этот день магазины получают от 20 до 50% своей годовой выручки. Именно в этот день общественные активисты призывают максимально здраво относиться к своим покупкам и протестуют против общества потребления.
Международный день является своего рода акцией, направленной против неравного распределения материальных благ в мире. Сегодня в ней участвует много стран. России официально в этом списке пока нет. Тем не менее, россияне, страдающие излишней любовью к шопингу, могут присоединиться к акции самостоятельно и устроить себе небольшой «стоп» от покупок. На 24 часа в этот день всем желающим предлагается отказаться от приобретения любых товаров. Некоторые на этом не останавливаются и выключают на сутки всю технику, не пользуются личным автотранспортом и мобильным телефоном.
Также в рамках «Дня без покупок» активисты устраивают в торговых центрах демонстрации и театрализованные представления, показывают «антирекламные» видеоролики, рассказывающие о проблемах излишнего и бездумного потребления. Даже если какой-то небольшой процент людей, откажется от покупок, то эта акция уже будет иметь свои плоды.
Внимание! Осознанное потребление - это наше будущее. И если Вам важно, каким оно будет, то придерживайтесь принципов рационального и ответственного потребления товаров и услуг.
Как вернуть некачественный товар в магазин?
В соответствии со статьей 18 Закона РФ от 7 февраля 1992 года №2300-І «О защите прав потребителей» (далее - Закон) потребитель в случае обнаружения в товаре недостатков, если они не были оговорены продавцом, по своему выбору вправе:
- потребовать замены на товар этой же марки (этих же модели и (или) артикула);
- потребовать замены на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены;
- потребовать соразмерного уменьшения покупной цены;
- потребовать незамедлительного безвозмездного устранения недостатков товара или возмещения расходов на их исправление потребителем или третьим лицом;
- отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за товар суммы.
По требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками.
При этом потребитель вправе потребовать также полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества. Убытки возмещаются в сроки, установленные настоящим Законом для удовлетворения соответствующих требований потребителя.
В отношении технически сложного товара потребитель в случае обнаружения в нем недостатков вправе отказаться от исполнения договора купли-продажи и потребовать возврата уплаченной за такой товар суммы либо предъявить требование о его замене на товар этой же марки (модели, артикула) или на такой же товар другой марки (модели, артикула) с соответствующим перерасчетом покупной цены в течение пятнадцати дней со дня передачи потребителю такого товара. По истечении этого срока указанные требования подлежат удовлетворению в одном из следующих случаев:
- обнаружение существенного недостатка товара;
- нарушение установленных Законом сроков устранения недостатков товара;
- невозможность использования товара в течение каждого года гарантийного срока в совокупности более чем тридцать дней вследствие неоднократного устранения его различных недостатков.
Перечень технически сложных товаров, утвержден постановлением Правительства Российской Федерации № 924 от 10 ноября 2011 года.
В соответствии с пунктом 5 статьи 18 Закона - продавец обязан принять товар ненадлежащего качества у потребителя и в случае необходимости провести проверку качества товара. Потребитель вправе участвовать в проверке качества товара. В случае спора о причинах возникновения недостатков товара, продавец обязан провести экспертизу товара за свой счет. Потребитель вправе присутствовать при проведении экспертизы товара и в случае несогласия с ее результатами оспорить заключение такой экспертизы в судебном порядке.
Если в результате экспертизы товара будет установлено, что недостатки возникли вследствие обстоятельств, за которые не отвечает продавец, потребитель обязан возместить продавцу расходы на проведение экспертизы.
Потребителю необходимо знать, что требование к продавцу о возврате денег за товар носит имущественный характер. В случае отказа продавца в удовлетворении требований потребителя, спор разрешается в судебном порядке.
Обратиться по вопросам качества приобретаемых товаров и услуг потребители могут в Консультационный центр по защите прав потребителей ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173. тел. 8 (38822) 6-36-22.
Интересующие вопросы Вы сможете задать в Единый Консультационный Центр Роспотребнадзора (далее – ЕКЦ), работает в круглосуточном режиме и принимает одновременно до 100 звонков.
Телефон «ЕКЦ»: 8-800-555-49-43.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты консультационного центра ФБУЗ«Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РА» в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6
тел. 8 (38848) 22-1-16
с. Онгудай, ул. Космонавтов, д.78
тел. 8 (38845) 21-2-58
с. Шебалино, ул. Советская, д. 11
тел. 8(38849) 21-2-67
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42
тел. 8(38842) 22-0-91
с. Турочак, пер. Северный, д. 2 а
тел. 8(38840) 22-1-36