Приемная 8-(38822)-6-42-27

06 Сентября 2023

Адаптация ребенка к школе

Адаптация ребёнка к школе – неотъемлемый процесс, через который проходит каждый учащийся. Это время, которое необходимо ребенку, чтобы перестроиться на новые рельсы: привыкнуть к учителям и одноклассникам, научиться соблюдать правила, собирать школьный рюкзак, выполнять домашние задания. Это и психический процесс, когда школьник учится взаимодействовать с новым коллективом, и физический, когда нужно практически неподвижно сидеть пять раз по 45 минут. Адаптация первоклашки – одна из основных и сложных, поэтому о ней так много говорят. Но есть и другие виды адаптации. Например, если ребенок меняет школу, он вновь адаптируется, привыкает к новым педагогам, одноклассникам, правилам. При переходе в среднюю школу подросток снова проходит процесс адаптации: становится больше предметов, появляются новые учителя, необходимо переходить из кабинета в кабинет. Даже после каникул школьник снова проходит адаптацию: корректирует режим дня, вливается в школьные будни. И каждый из этих периодов – определенный стресс для ребенка.

Специалисты отмечают три основных этапа, разные по длительности и степени стресса, которые проходит каждый учащийся, адаптируясь к школе. Первый этап – ориентировочный, считается самым сложным и длится около 2-3 недель. В этот период организм ребенка работает на максимуме возможностей, мозг постоянно получает и обрабатывает массу новой информации. Ребенок может быть особенно капризным, возможны головные боли и в целом снижение иммунитета. Затем наступает неустойчивая адаптация. Это второй, пограничный этап, когда ребенок постепенно привыкает к новой обстановке, правилам. Не так остро реагирует на новые условия. Но ему все еще тяжело, поэтому не стоит думать, что адаптация пройдена. Заключительный этап - устойчивая адаптация. Организм привыкает к новому ритму и уже не работает на пределе возможностей. Школьник понимает, как должен действовать в той или иной ситуации, спокойнее реагирует на изменение условий. В этот период все еще нельзя сказать, что ребенок полностью привык, но ему точно становится комфортнее в школе. В целом, период адаптации может длиться до полугода.

Сложнее всего период привыкания к школьным требованиям даётся первоклассникам. Во многом от успешной адаптации в первом классе зависит отношение ребенка к школе, желание учиться. Даже малышу, который обычно легко привыкает к новым условиям, бывает сложно перестроиться с детсадовского режима, где не было таких жестких правил относительно дисциплины, занятия проходили в игровой форме, а в середине дня была возможность поспать. Первоклашка попадает в совершенно новые условия: нельзя бегать по коридорам или свободно передвигаться по классу во время урока, нужно поднимать руку, если хочешь выйти в туалет, необходимо не только заниматься в школе, но и делать домашние задания.

Особенно сложно приходится гиперактивным малышам, которым сложно удерживать внимание и долго сидеть на одном месте; детям с повышенным порогом утомляемости – в силу своих особенностей им сложно долго концентрироваться; детям, которые быстро схватывают материал: обычно уже к в первому классу они имеют определенную базу знаний, и им становится скучно, поэтому они могут нарушать дисциплину.

Как можно облегчить адаптацию ребенка? В первую очередь, запастись терпением и быть готовым поддерживать ребенка на протяжении всего времени, которое ему необходимо. Чтобы ребенок легче адаптировался, он должен быть готов к школе. Это и понимание того, как проходят уроки, и знание школьных требований, и умение выстраивать отношения в коллективе. Особенно это актуально для первоклассников. На первом этапе адаптации важно оградить школьника от дополнительного стресса: не нужно вводить новые кружки, заставлять заниматься дополнительно, переписывать все по десять раз без единой помарки.

Поддерживать благоприятную обстановку дома. Чем комфортнее и безопаснее ребенок чувствует себя дома, тем быстрее он приспособится к школьным будням. Правильно выстроенный режим поможет легче пройти адаптацию.

Сбалансированное питание, отслеживание нормы сна, ограничение гаджетов, прогулки на свежем воздухе, занятия спортом – все эти правила здорового образа жизни положительно влияют на состояние нервной системы и на процесс адаптации к новым условиям. Если вам кажется, что ребенок испытывает проблемы с адаптацией к школе, не стесняйтесь обращаться за помощью к классному руководителю.

Говорить об успешной адаптации можно, если:

- ребенок справляется со школьной программой, с радостью ходит в школу, большую часть дня находится в хорошем настроении, у него есть друзья;

- сон, аппетит и здоровье в норме;

- если не понимает что-то, то может спросить у учителя или родителей.

Прочитано 675 раз