За последние десятилетия значительно возросло число лиц, страдающих нарушениями зрения. Статистика свидетельствует, что около 1 миллиарда жителей нашей планеты носят очки, каждый четвертый в развитых странах - близорукий.
По данным Национального научно-практического центра здоровья детей Минздрава России, в нашей стране нарушение зрения имеют 60% выпускников школ и 10% воспитанников детсадов.
В Республике Алтай, по данным ежегодного мониторинга Центра гигиены и эпидемиологии, с каждым годом растёт количество случаев первичной заболеваемости глаза и его придаточного аппарата среди детского и взрослого населения, а сами показатели превышают среднероссийские и занимают третью-четвёртую позицию среди всех классов болезней по нашему региону. В детском и подростковом возрасте чаще всего диагностируются конъюнктивит, миопия, астигматизм, в более старшем возрасте к ним добавляется катаракта.
Частой причиной заболеваний глаз и нарушений зрения у детей становятся дефицит движений, недостаток свежего воздуха, частые заболевания, нерациональное питание с недостаточным содержанием витаминов и минералов, чрезмерные информационные и зрительные нагрузки. Ведущим фактором является зрительная нагрузка во время работы на компьютере, телефоне и с другими гаджетами в дошкольный и школьный период.
Возраст поступления ребенка в школу совпадает с периодом функциональной неустойчивости органа зрения. Более того, уже 4-5% детей имеют проблемы со зрением и носят очки до начала периода обучения. В то же время, учебный процесс связан со значительным возрастанием нагрузки на глаза: объем зрительной нагрузки у младших школьников в среднем составляет 5-7 ч в день (30-42 ч в неделю), у школьников среднего и старшего возраста - 8-10 ч в день (48-60 ч в неделю).
Многие дети часами просиживают за монитором либо с мобильным телефоном или смартфоном, целиком поглощенные компьютерными играми. Особенно вредны всевозможные «стрелялки» - игры с частыми сменами кадров, мелькающими световыми и цветовыми эффектами. Вместе с тем, оптимальное время непрерывной работы за компьютером не должно превышать 25-30 минут для старшеклассников и 10 минут для младших школьников. После этого обязателен перерыв на 10 минут для разминки и гимнастики для глаз.
Чаще всего в школьном возрасте встречаются спазм аккомодации, близорукость, дальнозоркость и астигматизм.
При спазме аккомодации отмечается зрительное утомление при работе на близком расстоянии, рассматривание удаленных предметов сопровождается сильным напряжением зрения.
Близорукость (миопия) связана, главным образом, с длительной зрительной работой на близком расстоянии (чтение, письмо, черчение), особенно при неправильном освещении. Вследствие этого происходит нарушение кровоснабжения и возникают изменения в глазном яблоке, приводящие к его растяжению в длину. В результате ребенок плохо видит далеко расположенные предметы и текст на классной доске и пытается исправить ситуацию, прищуриваясь или надавливая на глазное яблоко. Первые признаки близорукости также нередко отмечаются после некоторых инфекционных болезней (корь, скарлатина, дифтерия, грипп, коронавирус и другие тяжелые острые респираторные вирусные инфекции), при наличии хронических заболеваний (ревматизм, заболевания почек, туберкулез). Самый опасный период возникновения близорукости – возраст от 7 до 15 лет. Пик заболеваемости у детей приходится на 9 лет, то есть с момента, когда ребенок начинает ходить в школу, нагружает свой орган зрения. Обычно предрасположенность к школьной близорукости заметна у ребенка уже на профилактическом осмотре у офтальмолога в 1 год.
Дальнозоркость - врожденное состояние, связанное с особенностью строения глазного яблока. При этом снижается острота зрения на близком расстоянии, возникает быстрая утомляемость глаз и боли, связанные со зрительной работой.
Астигматизм связан с нарушением степени кривизны роговицы и проявляется ухудшением зрения как на близком, так и на дальнем расстоянии, снижением зрительной работоспособности, болезненными ощущениями в глазах при работе на близком расстоянии.
Что нужно делать для профилактики заболеваний глаз и снижения зрения у детей?
В первую очередь за своим здоровьем должны следить будущие родители, особенно, если у них есть предрасположенность или наличие снижения зрения и глазных болезней. Пристальное внимание к здоровью должно быть уделено в период внутриутробного развития ребёнка. Родители детей, которым грозит близорукость, должны с раннего детства знать элементарные правила по сохранению зрения у своего ребенка. Прежде всего, ему важно проходить ежегодный осмотр у офтальмолога.
На первом году жизни профилактические осмотры здорового доношенного ребенка целесообразно проводить два раза. Первый осмотр - в возрасте одного месяца жизни для исключения врожденных заболеваний, которые могут потребовать лечения уже в раннем возрасте. Второй осмотр - в возрасте около года. В дальнейшем посещать офтальмолога с профилактической целью ребенку необходимо не реже одного раза в год.
Следует помнить, что нагрузка на глаза должна увеличиваться с возрастом ребенка. Например, до 2,5 лет детям вообще не рекомендуется смотреть на экран сотового телефона, планшета, ноутбука. В дальнейшем безопасный период использования этих предметов в дошкольном возрасте составляет 15-20 минут.
Для профилактики возникновения и прогрессирования нарушений зрения у детей школьного возраста особое значение имеет соблюдение элементарных гигиенических правил: рациональное построение учебного дня в школе, организация занятий и отдыха во внешкольное время, правильное питание, включающее достаточное количество витаминов.
Крайне важно обеспечить хорошую освещенность. Наиболее благоприятной для зрительной работы является естественная освещенность в пределах от 800 до 1200 лк, если используется искусственное освещение, оно должно быть равномерным, не создавать на рабочих поверхностях резкие тени и блики. Настольную лампу на рабочем столе ребенка надо располагать слева для правшей, справа - для левшей, лампочка обязательно должна быть прикрыта абажуром светлых неярких оттенков, чтобы прямые лучи света не попадали в глаза. Оптимальная мощность лампы составляет 60-80 ватт. Для того, чтобы не создавался резкий переход при переводе взгляда с освещенной тетради или книги к темноте комнаты, помимо местного освещения необходимо включать и общее освещение в комнате Резкий контраст быстро утомляет – появляются чувство напряжения и рези в глазах. При длительной зрительной работе в условиях постоянного контраста освещенности развивается стойкий спазм аккомодационной мышцы, приводящий в дальнейшем к формированию близорукости.
Для улучшения освещенности в условиях школы, стены и поверхности столов в классных комнатах следует окрашивать в светлые тона, регулярно мыть оконные стекла, не ставить на подоконники высокие цветы и предметы, закрывающие доступ света. При рассаживании учащихся надо учитывать, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждое полугодие пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Чтобы снять усталость с глаз ежедневно нужно 5-10 минут в день уделять различным упражнениям, которые улучшают кровоснабжение глаза и его питание.
В школьном возрасте нужны систематические занятия физкультурой, направленные не только на развитие физических качеств и обеспечение двигательных действий, но и на развитие культуры движений, профилактику заболеваний. Ребенок должен посещать различные спортивные секции. Самыми полезными видами спорта являются лыжи, плавание, игры в мяч. Также полезны различные прогулки: пешком, на лыжах, велосипеде, коньках и лошади.
Большую роль в профилактике глазных заболеваний играет правильное питание. Растущий детский организм требует, чтобы было необходимое количество белка, различных микроэлементов и поливитаминов. В питании школьника обязательно должны быть кисломолочные продукты, нежирное мясо, рыба и различные виды овощей и фруктов, которые позволят получать достаточное количество витаминов для зрения – А, В2, С. По рекомендации врача можно дополнить пищевой рацион поливитаминами.