Приемная 8-(38822)-6-42-27

02 Сентября 2022

Грани работы санитарно-эпидемиологической службы Республики Алтай: Развитие отдела социально-гигиенического мониторинга

 

Стремительное ухудшение здоровья (рост смертности, сокращение рождаемости и средней продолжительности жизни) населения Российской Федерации, отмечающееся с начала 1990-х годов, диктовало необходимость реформирования политики здравоохранения, одним из результатов которого стало создание государственной системы социально-гигиенического мониторинга (СГМ)

"Социально-гигиенический мониторинг – государственная система наблюдений за состоянием здоровья населения и среды обитания, их анализа, оценки и прогноза, а также определения причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания" (Федеральный закон от 30.03.1999 г. №52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", ст.45).

Социально-гигиенический мониторинг, как одно из приоритетных направлений деятельности санитарной службы Республики Алтай, получил свое развитие, начиная с 2001 года. На данном этапе в составе отдела организации деятельности госсанэпидслужбы в Республике Алтай было создано отделение СГМ.

Дальнейшее развитие системы СГМ определялось целевой программой "Об организации и ведении социально-гигиенического мониторинга", утвержденной постановлением Правительства Республики Алтай № 97 от 13.04.2002г. Программа позволила усовершенствовать материально-техническую базу отделения, укомплектовать штат высококвалифицированными специалистами, упорядочить сбор, оценку и обмен данными между участниками ведения мониторинга.

Проведенные преобразования создали условия и возможность для анализа и оценки имеющихся данных на качественно новом уровне. К 2006 году создан банк данных многолетних показателей заболеваемости взрослого и детского населения; определены ведущие патологии нарушения здоровья населения, негативные факторы окружающей среды; определены причинно-следственные зависимости состояния здоровья от воздействия многофакторных систем; проведены ряд исследовательских работ; создана нормативно-правовая база для ведения социально-гигиенического мониторинга в республике. Данные мониторинга нашли применение при подготовке информационно-аналитических материалов, государственных докладов, разработке целевых программ, предложений для принятия управленческих решений по вопросам санитарно-эпидемиологического благополучия населения Республики Алтай. В 2006 году с целью дальнейшего развития системы мониторинга отделение СГМ преобразовано в самостоятельный отдел.

В настоящее время отдел укомплектован в соответствии со штатным расписанием специалистами с высшим специальным образованием (врач по общей гигиене (заведующий отделом), врач по общей гигиене, инженер, программист), оснащен компьютерной техникой и специальной мебелью для персональных рабочих мест, в деятельности отдела широко применяются автоматизированные программные средства (ПС "Лабораторная информационная система", АС "Статистика Роспотребнадзор", АС "Statistika 6.0", ПС "Web-токсикологический мониторинг", ArcGIS (ESRI)).

С целью выполнения основных задач социально-гигиенического мониторинга в рамках реализации Постановления Правительства Российской Федерации от 02.02.2006 №60 "Об утверждении Положения о проведении социально-гигиенического мониторинга" и исполнения основополагающих организационно-распорядительных, инструктивно-методических указаний Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека в области дальнейшего развития системы ведения социально-гигиенического мониторинга специалисты отдела работают по следующим направлениям:

·                формирование Регионального информационного фонда социально - гигиенического мониторинга (РИФ СГМ) - формирование и корректировка структуры РИФ СГМ в разрезе 11 административно-территориальных образований Республики Алтай, с целью пополнения базы Федерального информационного фонда социально-гигиенического мониторинга (ФИФ СГМ) по следующим блокам:

- здоровье населения с разделами: «Состояние здоровья населения», «Токсикологический мониторинг», «Физическое развитие детей и подростков»,  «Детская инвалидность», «Врожденные пороки развития», «Инфекционная заболеваемость»;

- факторы окружающей среды: «Состояние среды обитания», «Безопасность продуктов питания», «Показатели радиационной безопасности», «Уличный травматизм», «Шумовое загрязнение селитебных территорий», «ЭМИ на селитебной территории»;

- социально-экономические показатели.

·                    внесение данных лабораторного контроля качества воды централизованных систем питьевого водоснабжения в интерактивную карту контроля качества питьевой воды в Российской Федерации (ИС ИКК);

·                    осуществление эколого-гигиенического мониторинга влияния ракетно-космической деятельности на окружающую среду и здоровье населения с целью получение адекватной оценки влияния осуществляемых запусков, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения региона на территории муниципальных образований Республики Алтай, входящих в районы падения отделяющихся частей ракет-носителей;

·                    совершенствование работы социально-гигиенического мониторинга (взаимодействие со специалистами профильных отделов Управления Роспотребнадзора по Республике Алтай);

·                    совершенствование информационного обеспечения по результатам ведения социально-гигиенического мониторинга и подготовка предложений для принятия управленческих решений по предупреждению и устранению вредного воздействия факторов среды обитания на здоровье населения.

При ведении социально-гигиенического мониторинга решаются следующие задачи:

а) гигиеническая оценка (диагностика) факторов среды обитания человека и состояния здоровья населения;

б) выявление причинно-следственных связей между состоянием здоровья населения и воздействием факторов среды обитания человека на основе системного анализа и оценки риска для здоровья населения;

в) установление причин и выявление условий возникновения и распространения инфекционных и массовых неинфекционных заболеваний (отравлений);

г) подготовка предложений для принятия органами исполнительной власти и органами местного самоуправления необходимых мер по устранению выявленных вредных воздействий факторов среды обитания человека.

По результатам сбора, обработки и анализа социально-экономических показателей, данных по неинфекционной заболеваемости, состоянии факторов среды обитания, мониторинга острых отравлений химической этиологии, мониторинга влияния ракетно-космической деятельности на состояние здоровья населения, проживающего вблизи районов падения отделяющихся частей ракет-носителей, в ежеквартальном режиме организовано направление информации об оценке влияния факторов среды обитания на здоровье населения муниципалитетов, региона в целом в адрес Председателя Правительства Республики Алтай, Председателя Государственного Собрания Эл-Курултай Республики Алтай, глав муниципальных образований и руководителей региональных общественных организаций.

Последние годы Республика Алтай наряду с Новосибирской, Омской, Челябинской областями, Красноярским краем входит в число регионов РФ по наибольшему числу принятых управленческих решений по результатам социально-гигиенического мониторинга, направленных на улучшение санитарно-эпидемиологического благополучия населения.

Прочитано 1490 раз