Приемная 8-(38822)-6-42-27

29 Августа 2022

Как подготовить ребенка к школе: внимание на развитие речи

Богатая, хорошо развитая речь является средством полноценного общения и непременным условием дальнейшего обучения в школе. И здесь уместно напомнить, что уровень развития речи ребёнка зависит от речи родителей и окружающих его близких родственников. Родители должны следить за своей речью, а не только за речью ребенка. Речь взрослого должна быть правильной и красивой, без употребления слов-паразитов, нелитературных слов и выражений и сленга. А самое главное, чтобы родители как можно больше и чаще общались со своими детьми.

Возможные проблемы развития речи будущего первоклассника:

Плохая дикция. Если у ребенка родители замечают дефекты звукопроизношения, они обязательно должна обратиться к логопеду. Такие дефекты в дальнейшем могут отразиться на письме, так как влияют на формирование фонематического слуха, нарушение которого приводит к тому, что ребенок не воспринимает на слух близкие по звучанию или сходные по артикуляции звуки речи (например: лак - рак, жар - шар, рад - ряд, щель - цель и т. д.).

Недостаточный словарный запас. Нарушение лексики может проявляться в ограниченном объеме словаря, неточности употребления слов, преобладание пассивного словаря над активным, недостаточности обобщения и абстракции.

По различным источникам словарный запас ребенка дошкольного возраста составляет 2000–3000 слов. В нем должна присутствовать все части речи: существительные, глаголы, прилагательные, числительные, местоимения, наречия, предлоги и союзы. Уровень развития словаря определяется количественными и качественными показателями. Качественный анализ показывает, что больше всего в речи дети используют существительные и глаголы, а накопление словаря прилагательными и числительными происходит значительно медленнее. Поэтому следует уделять особое внимание качественной стороне овладения лексики, что делает речь более точной, выразительной. Важно объяснять ребенку многозначность слов, учить подбирать антонимы и синонимы, понимать переносный смысл слов и выражений.

Ошибки в построении различных грамматических конструкций. При формировании грамматически правильной речи ребенка следует различать работу над ее морфологической и синтаксической стороной. Морфология изучает грамматические свойства слова, синтаксис - словосочетания и предложения.

Для успешного овладения грамматическими категориями необходимо богатое речевое общение, правильные образцы для подражания, специальные речевые упражнения. К шести годам ребенок усваивает все основные модели родного языка. Но в русском языке много исключений из общих правил, которые нужно запомнить.

Поэтому родителям важно предупреждать появление у детей грамматических ошибок, особенно в трудных случаях словообразования и словоизменения, помогать замечать детям неправильности и ошибки при употреблении, построении предложений. Не следует поправлять речь ребенка, важно повторить это же слово или фразу правильно.

Важно приучать ребенка отвечать полным ответом на вопрос, следить за правильным построением предложения, закреплять умение пользоваться распространенными предложениями, воспитывать умение выражать одну и ту же мысль в разной форме.

Затруднения при составлении рассказа, пересказа текста. Умение формулировать вопросы, запоминать и пересказывать небольшие литературные произведения, составлять рассказ по картине или серии картин, уметь описывать свои впечатления — вот что необходимо будущему школьнику.

Важно, чтобы родители заботились о том, чтобы у ребенка были новые впечатления, о которых он хотел бы рассказать.

Чтение - первая ступень в обучении родному языку в школе. Однако, надо помнить, что, в первую очередь, нужно научить ребенка слушать и слышать из каких звуков состоят слова, научить звуковому анализу слов.

Ребенок должен уметь выделять звук на фоне слова, то есть определять наличие или отсутствие заданного звука в слове, определять первый и последний звук в слове, определять позицию звука в слове (начало, середина, конец), определять количество звуков в слове и их последовательность.

Регулярная работа с ребенком предупредит появление у него многих школьных проблем. Отдельного внимания заслуживает вечернее чтении книг. Даже если ребенок уже научился самостоятельно читать, но у него есть потребность в том, чтобы ему читали, надо удовлетворять его желание. После чтения следует провести беседу о том, как и что понял ребенок. Это приучает его анализировать суть прочитанного, учит связанной, последовательной речи. Чтение художественной литературы воспитывает усидчивость, внимание, память, логическое мышление, учит сравнивать, сопоставлять, делать выводы и обобщения.

 

Прочитано 1292 раз