Обман потребителя – это действия продавца, изготовителя или исполнителя услуг, которые вводят покупателя в заблуждение. Основная цель таких действий – получение выгоды за счет нарушения прав потребителя.
Законодательство описывает обман как любое действие, при котором потребитель получает товар или услугу, не соответствующую заявленным характеристикам, либо оплачивает больше, чем предусмотрено. Это может быть связано с обвешиванием, обсчетом или предоставлением ложной информации о товаре.
В соответствии со ст. 4 Закона «О защите прав потребителей» № 2300-1 продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), качество которого соответствует договору. При отсутствии в договоре условий о качестве товара (работы, услуги) продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий обычно предъявляемым требованиям и пригодный для целей, для которых товар (работа, услуга) такого рода обычно используется. Если законами или в установленном ими порядке предусмотрены обязательные требования к товару (работе, услуге), продавец (исполнитель) обязан передать потребителю товар (выполнить работу, оказать услугу), соответствующий этим требованиям.
В силу положений ст. 10 Закона «О защите прав потребителей» изготовитель (исполнитель, продавец) обязан своевременно предоставлять потребителю необходимую и достоверную информацию о товарах (работах, услугах), обеспечивающую возможность их правильного выбора.
На основании ст. 12 Закона «О защите прав потребителей» если потребителю не предоставлена возможность незамедлительно получить при заключении договора информацию о товаре (работе, услуге), он вправе потребовать от продавца (исполнителя) возмещения убытков, причиненных необоснованным уклонением от заключения договора, а если договор заключен, в разумный срок отказаться от его исполнения и потребовать возврата уплаченной за товар суммы и возмещения других убытков.
Согласно Правилам продажи отдельных видов товаров, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 31.12.2020 г. № 2463, продавец обязан своевременно в наглядной и доступной форме довести до сведения покупателя необходимую и достоверную информацию о товарах и их изготовителях, обеспечивающую возможность правильного выбора товаров, в том числе сведения об основных потребительских свойствах товара, правила и условия эффективного и безопасного использования товара.
Обман потребителей – это нарушение, с которым может столкнуться каждый. Однако законы предоставляют мощные инструменты для защиты ваших прав. Если вы оказались в такой ситуации, не стоит молчать – действуйте!
Подготовлено по данным открытых источников
