Закон «О защите прав потребителей» разрешает возвращать товары, которые не соответствуют заявленному качеству. Однако при покупке ели проблема состоит в том, что часто хвойные красавицы находятся в упакованном состоянии или же горой лежат на елочных базарах, оценить их реальное качество можно не всегда. Также никто не гарантирует, что вместо пушистой елки домой вы не принесете кривое дерево с короткими «лысыми» ветвями, которое осыплется через пару часов.
Официально перечня недостатков для елок нет, поэтому вернуть бракованное дерево можно при обнаружении существенных дефектов, которые заметны невооруженным глазом.
На основании закона «О защите прав потребителей» покупатель может вернуть елку, если она имеет:
• очень кривой ствол;
• непропорциональность ветвей (например, с одной стороны они слишком длинные, густые, а с другой — короткие и жидкие);
• блеклый цвет игл (такое случается, если елка срублена давно и уже засыхает).
Чтобы оформить возврат, необходимо сохранить чек: он будет доказательством того, что ель была куплена легально, а не срублена в лесу. Если чек не сохранился, можно предъявить выписку из банка о списании средств на покупку либо продемонстрировать фото- или видеосъемку покупки.
Искусственную ёлку также можно вернуть, если в ней есть какие-то дефекты. Например, искусственную ель можно вернуть после того, как ее распаковали и нарядили, но при этом выяснили, что у нее сломана подставка. В этом случае речь идет о товаре ненадлежащего качества.
Согласно ст. 21 закона «О защите прав потребителей», если покупатель обнаружил недостатки и потребовал заменить товар, продавец обязан это сделать в течение семи дней со дня заявления на обмен. А при необходимости дополнительной проверки качества — в течение 20 дней со дня предъявления требования.
Если гарантийный срок на изделие не установлен, покупателю придется доказывать наличие производственного дефекта, в том числе провести экспертизу за свой счет. Но если подтвердится наличие производственного дефекта, то продавец обязан возместить эти расходы вместе с компенсацией стоимости покупки.
Возврат также возможен, если искусственная ель не подошла по форме, габаритам, фасону, расцветке, размеру или комплектации. Возврат в таком случае предусмотрен статьей 18 закона «О защите прав потребителей».
По закону у продавца можно потребовать: заменить ель на другую, аналогичную или похожую;
• устранить существующие недостатки в безвозмездном порядке;
• уменьшить стоимость елки;
• возместить расходы, связанные с устранением дефектов елки;
• вернуть ранее уплаченные денежные средства.
Обменять искусственную ель или вернуть деньги за покупку можно в течение 14 дней, если ель не использовалась, т. е. упаковка и комплектация остались целыми, сохранены фабричные этикетки, ярлыки, пломбы и т. д.
Искусственную елку, купленную дистанционно также можно вернуть. Дистанционные продажи регулируются на основании статьи 26.1 «О защите прав потребителей» РФ. Согласно этой статье, потребитель вправе отказаться от товара в любое время до его передачи, а после передачи товара — в течение семи дней. При возврате продавец обязан вернуть деньги за искусственную ель в течение десяти дней за исключением расходов на транспортировку.
Для оформления возврата необходимо обратиться в магазин с письменной претензией. Как правило, в торговой точке имеются такие бланки. Если же их нет, то заявление на возврат можно написать в свободной форме в двух экземплярах (один, с пометкой о приеме претензии, остается у покупателя). В заявлении необходимо указать конкретное требование: возврат денег или обмен товара. Если продавец отказывается от замены товара или возврата денег, покупателю следует обратиться с исковым заявлением в суд.
Если суд откажет в удовлетворении требований, жалобу можно подать в суд следующей инстанции, который, возможно, согласится с предъявленными требованиями. После этого вернуть деньги поможет Федеральная служба судебных приставов. Если решение суда не было исполнено ответчиком добровольно, то будет возбуждено исполнительное производство и приняты меры к принудительному исполнению решения суда.
В случае возникновения вопросов вы может обратиться в Консультационный центр по защите прав потребителей находящийся по адресу: Республика Алтай, г. Горно-Алтайск, пр. Коммунистический, 173, тел. 8 (38822) 6-36-22.
Также Вы можете проконсультироваться, прислав свой вопрос на адрес электронной почты Консультационного центра ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай»: Этот адрес электронной почты защищен от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра..
Адреса и номера телефонов в филиалах ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в Республике Алтай» в районах республики:
с. Усть-Кокса, пер. Школьный, д. 6, тел. 8 (38848) 22-1-02
с. Кош-Агач, ул. Кооперативная, д. 42, тел. 8(38842) 22-0-91
